Форум Революционного Фронта

1) Ликвидация частной собственности на средства производства. 2) Революционное свержение власти буржуазии и ее государства. 3) Пролетарский интернационализм. 4) Борьба с реформизмом и центризмом в левом движении.


    Превосходство, 2014, Уолли Пфистер

    Поделиться
    avatar
    НКВД
    Теоретик
    Теоретик

    Убеждения : Ленинизм, Революционная Линия - http://revfront.mirbb.net/forum-f3/tema-t903.htm
    Откуда : Новомосковск
    Количество сообщений : 4271
    Дата регистрации : 2009-02-17

    Превосходство, 2014, Уолли Пфистер

    Сообщение автор НКВД в Сб Авг 16, 2014 6:14 pm

    https://vk.com/vrevpg?w=wall-38206840_370%2Fall

    Посмотреть фильм можно тут -

    Фильм "Превосходство" поднимает вопросы искусственного интеллекта, сингулярности, обобществления сознания (постчеловечества). Это вопросы не новые, они не раз становились темами фантастических произведений с тех пор, как начала развивать электронная вычислительная техника. Можно вспомнить и западных писателей-фантастов и, например, Лема и, наконец, тоже «Газонокосильщика» - культовый фильм девяностых. Какой взгляд на эту проблему готовит нам искусство зрелого постсоветского мира?

    Учёный Уилл, разрабатывающий искусственный интеллект, смертельно ранен боевиком радикальной группировки. По иронии его сознание загружается в компьютер. Уилл получает огромные вычислительные мощности и в подземной лаборатории совершает технологический скачок.

    Его наномашины способны очищать воду, воздух, создавать из себя солнечные батареи и over9999 всего прочего. НО! самое главное, они способны лечить и делать практически бессмертными людей.

    Народные массы городка, где обустроился оцифрованный учёный и его благоверная, подстрекаемые радикалами-неолуддитами, забивают-таки до полусмерти одного из работников лаборатории. Уилл его излечивает, после чего Мартин становится сильнее выносливее и т.д. Ну и тут понеслась. В лабораторию ломятся толпы калечных и убогих, желающих обрести здоровье и вечную молодость. Всех пускают и даже денег не берут. В общем, творит чудеса новый мессия.

    НО! Те, кто исцеляется наномашинами, присоединяется к сознанию киберУила. В ЭТОМ-ТО ВСЯ СОЛЬ ФИЛЬМА. Джек Паглен (автор сценария) верно понял, что не должно быть бога из машины, что прежде чем человек научится делать разумные машины, он сам с ними интегрируется. Противоречие между разумом машины и разумом человека Джек снимает их синтезом.

    Главными столкновениями фильма являются столкновение индивидуальности с обобществлённым сознанием, столкновение старого человека с новым постчеловечеством.

    Группа учёных и агент ФБР посещают лабораторию. Голограмма Уилла и Эвелин (его жена) радушно их встречают, показывают свои достижения. В результате инспекция до усрачки пугается, быстро дерёт когти, а излечённых объявляет "армией" Уилла для захвата мира.

    Страх перед почти божественным могуществом постчеловечества, требующим растворения в общем, в абсолюте, в отличие от бога, реального постоянного растворения и слияния, этот страх - источник развития сюжета.

    Уиллу мало своей лаборатории и страждущих, он хочет облагодетельствовать весь мир. Наномашины испаряются в воздух и выпадают дождём из облаков.

    Правительство решает, что пора "прикрыть лавочку", для чего объединяется с неолуддитами. Серией вооружённых атак, интриг, использования другого учёного как заложника, они вынуждают Уилла загрузить вирус в систему. Вирус всё вырубает и, к тому времени, восстановивший своё тело, Уилл умирает, обнимая раненую жену. Вместе с Уиллом и Эвелин отрубаются и все исцелённые, не ясно, правда, умирают они или временно теряют сознание.

    Продюсер вроде как делает вид, что занимает нейтралитет. Неолуддистов он показывает кровожадными и безбашенными, готовыми на массу убийств ради приостановки прогресса. Учёных и ФБР он рисует напуганными и от того, сомкнувшимися с крайней реакцией. Жену - колеблющейся, но любящей.

    А Уилла, Уилла показывают непонятым гением. Эвилин, в последние мгновения жизни, всё-таки подключившись к общему сознанию, видит, насколько прекрасен был замысел Уилла. В нём не было насилия, принуждения, желания подчинить других, в нём было желание очистить экологию, помочь биосфере восстановиться, дать здоровье и вечную жизнь тем, кто готов присоединиться.

    Но на самом ли деле авторы фильма так доброжелательны к Уиллу, к формированию постчеловечества?

    Нет, это - лицемерный нейтралитет. На самом деле было достаточно показать, насколько автономны люди в рамках обобществлённого сознания, прояснить является ли общее сознание просто расширением сознания Уилла на тела примкнувших, или же это интегрированное комбинированное сознание. Но этого не сделано. Более того, не показано даже, знают ли исцеляемые о слиянии своих сознаний с сознанием умершего учёного, записанным на суперкомпьютер.

    Таким психологизмом оправдывается гибель постчеловеческого зародыша. Каковы социальные корни трагического финала?

    Капиталистическая конкуренция. Человек человеку - волк. При капитализме даже пролетарские массы, не объединённые в профсоюзы, и то вынуждены кусать друг друга ради рабочего места, карьерного роста.

    Когда в обществе, уровень жизни определяется местом в системе, собственностью, люди часто всячески пытаются друг друга, обмануть (часто очень мелко), кинуть друг друга, подчинить, заставить что-то делать.
    Поэтому, что будет вызывать перспектива слияния сознаний? Кроме опасений за то, что вскроются мелкая ложь по поводу не убранного мусора дома, что вскроется, кто насрал соседям под дверь в городушки, У ОБЫВАТЕЛЯ ЕСТЬ РЕАЛЬНЫЙ ОГРОМНЫЙ СТРАХ, ЧТО ОН БУДЕТ В ПОДЧИНЁННОМ ПОЛОЖЕНИИ К МЕТАСОЗНАНИЮ. И страх этот оправдан каждодневной практикой разделения труда при капитализме, когда кто-то хочет временно лишить тебя воли и заставить выполнять работу. А ТУТ ВДРУГ ТЕБЯ ЛИШАТ ВОЛИ НА ВСЮ ЖИЗНЬ, И ТЫ ВСЮ, заметим бесконечную, ЖИЗНЬ БУДЕШЬ ИСПОЛНИТЕЛЕМ В ЧУЖДОЙ СИСТЕМЕ, ДАЖЕ БЕЗ ПРАВА НА СОБСТВЕННУЮ МЫСЛЬ! Этот страх оправдан взаимным отчуждением людей друг от друга.

    А теперь представим коммунизм, общество, основанное на свободной ассоциации. Представим общество, где материальные потребности удовлетворены автоматизированным производством, где люди занимаются творческим трудом, свободно выбирая область своей деятельности, свободно вступая в союзы для своей деятельности. Здесь нет эксплуатации, нет желания переложить на кого-то свою работу, т.к. занятие доставляет удовольствие само по себе. Единственное подчинение, это - подчинение ответственности перед коллективом, которому даны какие-то обещания. Но и с коллективом ты лишь по доброй воле. Люди между собой находятся априори в товарищеских, благонамеренных отношениях, они - не конкуренты, они – сотворцы.

    Что в таких условиях мешает людям занимающимся, например изобразительным искусством, музыкой, программированием, исследованиями, дизайном временно объединять сознания для достижения больших высот в своих делах?

    Ничто не мешает, и очевидно, что люди будут это делать, как только появится такая техническая возможность. И чем дальше, тем больше люди будут к этому привыкать, тем более временное будет становиться постоянным, а сфера единения расширяться.

    Более того, такая интеграция между людьми, между людьми и машинами даст истинное бессмертие.

    Проблемы самых изощрённых идей бессмертия либо в нарушении преемственности (загрузить сознание из умирающего в компьютер, загрузить сознание в клон - в обоих случаях исходный человек умирает, а его проекция материально ему не преемственна), либо не исключает случайной гибели (вечное омоложение).

    Обобществление же сознания, его частичная кибернетизация даёт полное бессмертие. Если индивидуальная часть сознания функционирует в исходном мозгу, в компьютерной системе, и возможно в мозгах других людей, то возможен постепенный перенос. В процессе переноса участки мозга - исходного носителя будут отключаться, а их функции постепенно будет брать вычислительная техника или другой мозг. Более того, если эти элементы будут работать в контакте длительное время, распределяя на себя индивидуальную часть обобщённого сознания, то с гибелью исходного мозга, информация, опыт, навыки не будут теряться. Участки сознания в машине и в мозгах других людей обеспечат преемственность, если будет желание восстановить исходного человека. Естественно, присоединяться к общему сознанию или нет - будет выбором каждого. Таким образом, отдельный элемент всеобщего сознания становится бессмертен. Единственной реальной опасностью остаётся угроза уничтожения всего человечества в ходе как-либо макрокосмической катастрофы.

    Но естественно в рамках капитализма это – недостижимо. Переход к постчеловечеству при капитализме, будет означать кошмар тотального контроля, безволия. Вместо равной интеграции и бессмертия мы получим от капиталистического постчеловечества господство сознания финансистов, олигархов, технократов над сознаниями всех трудовых масс.

    Кинематографисты понимают, что такие перспективы массам неприемлемы. Потому в одних фильмах постчеловечество хоронится под слоями чернухи и беспросветности, как в «Газонокосильщике», либо объявляется непонятым тёмным народом и уничтоженным, как в «Превосходстве». В первом случае проект реализуется капиталистами, во втором учёным, собственно этим и предрешена их судьба.

    Но может быть и третий вариант, если капитализм дотянет до технической осуществимости постчеловечества, объединения сознаний, бессмертия, производства за счёт наномашин, и если это будет прорывной технологией, то это может стать и методом борьбы с капитализмом, и целью и новым технологическим укладом, дающим базу для коммунизма. Оставим эту тему для творчества революционных фантастов, а сами будем бороться за свержение капитализма сегодня, сейчас, чтобы новое общество, пусть даже и базирующееся на сегодняшних технологиях, строилось не на принципах конкуренции, эксплуатации труда одного другим, частной собственности, а на принципах всеобщего сотрудничества, свободной ассоциации, общественного производства и управления, власти рядовых трудящихся.


      Текущее время Пн Дек 18, 2017 8:42 pm